3.25.2013

Небольшой рассказ о мимолетной жизни и о сладостях :)

Мгновение.

В Париже всем был известен магазин Люки Дюмона. Туда приходили все, от маленьких детей до стариков, и не важно, были ли те коренными жителями Франции или туристами. 
Люка безумно любил свою работу, он с радостью рано вставал по утрам и спускался на первый этаж своего дома, где находился небольшой магазин сладостей. Еще в детстве, у него была мечта открыть подобный магазин. Ведь, казалось бы, что еще нужно для счастья? Всего одна плитка шоколада и несколько мятных леденцов. А если вместо этого у тебя целые полки, заваленные разными конфетами и всевозможным шоколадом? Это уже рай на земле. Вот поэтому, когда Люка вырос, он воплотил в реальность свою мечту, и может быть из за этого счастливо прожил 80 лет. 
Говорят, человек за свою жизнь должен сделать несколько основных вещей: построить дом, посадить дерево, и вырастить детей. Если он их сделал, то годы прожиты не зря. По этим критериям можно сказать, что Люка Дюмон прожил полноценную жизнь. У него был свой трехэтажный дом на улице Реомюр, около которого рос могущественный дуб, который Люка посадил еще до того, как его жилье было полностью достроено. У него была прекрасная жена по имени Элиза, и озорной сын по имени Джонатан, которых он любил больше всего на свете.
Еще с детства Джонатан любил проводить время в магазине своего отца. Он мог часами сидеть около прилавка и смотреть через витрины на проходящих мимо людей. Ему безумно нравилось смотреть на покупателей, которые могли по 5 минут стоять и рассматривать все сладости, которые стояли на второй полке справа. Но в итоге все  таки выбирали несколько кондитерских изделий, которые находились совершенно на другой полке.  Когда Дюмону младшему исполнилось 18 лет,  Люке  уже было 54 года, и ему было сложно вставать так рано и целый день стоять у прилавка, поэтому его сын с радостью заменил его. Джонатан вставал пораньше и шел открывать магазин, и до обеда дежурил, потом же приходил его отец и до конца дня выполнял эту работу сам.
Но время шло, и Люка уже был не в состоянии следить за своим магазином. Ему уже было 70 лет и его здоровье весьма ухудшилось, не говоря уже о ежедневном настроении. Джонатану к тому времени было уже 34 года, он уже был женат на его подруге детства по имени Лили, и у них была необыкновенно красивая дочь Моника. Именно тогда Люка оставил все заботы о магазине сыну и переехал в небольшой поселок под Парижем вместе с его женой.
С  тех пор Джонатан был полноправным владельцем магазина. Каждый божий день он спускался на первый этаж уже собственного дома и открывал магазин сладостей. Каждый день туда заходило так много разных людей, что Джонатан с каждым разом убеждался, что каждый человек - неповторим. У кого то были безумно красивые кучерявые волосы рыжего оттенка, у кого то бездонные голубые глаза, у кого то нос был настолько длинный и тонкий, что мог пройти в дверную скважину. 
Но чем больше Джонатан работал, тем скучнее становилось ему высматривать каждого покупателя. Все они вдруг стали на одно лицо, и поэтому вскоре Джонатан нашел себе другие развлечения во время работы. Перед тем как открыть магазин утром, Джонатан обычно прихватывал с собой немного салфеток, мало ли, кому они понадобятся.  Со временем он начал их брать побольше, и когда покупателей не было, он делал из этих салфеточек розы. И вместо того, чтобы сидеть и тупо разглядывать прохожих, как он это делал в детстве, Дюмон пытался достичь совершенства в том, что  он делал. У него внезапно появилась мечта- научится делать розы настолько красиво и искусно, что каждая будет абсолютно такой же, как и прежняя. Ни миллиметра разницы. Джонатан, конечно, понимал что это глупая мечта. Но делать ему все равно иногда было нечего, поэтому грех не позаниматься в таких случаях ерундой.
В один дождливый день, когда мистеру Дюмону младшему было 50 лет, случилось что-то интересное. Я уже говорила, что Джонатану надоело высматривать внешность людей, в том числе и своих клиентов. В этот день дождь лил с самого утра, поэтому Джонатан подозревал, что покупателей будет немного, и захватил из кухни побольше салфеток. Между делом, вам наверно интересно, куда же девались те самые салфетные розочки? В основном они выбрасывались в мусор, после нескольких дней как они простояли в магазине. Иногда Джонатан дарил эти розочки покупателям, иногда сжигал в камине. Но сейчас не об этом. 
В тот самый дождливый день, Джонатан спокойно сидел у прилавка и делал очередную розу, как вдруг зазвонил колокольчик, висевший над входной дверью. Дюмон приподнял взгляд и замер. На него смотрели огромные медовые глаза. Такие красивые и необычные что он не мог, не изумится. Маленькая девочка, с мокрыми белыми волосами улыбаясь, смотрела прямо на Джонатана. Потом он услышал ангельский голосок:
- Дяденька, а что вы делаете?
Он усмехнулся. 
- Розу счастья. Ты читала маленького принца, солнце?
Девочка кивнула.
- Ну так вот, почти как у того принца, только не такую вредную. За ней не надо ухаживать, но она такая же красивая.
- а скажите, у вас есть цветочные конфеты?- Девочка застенчиво посмотрела в сторону, ища что то взглядом .
Джонатан задумался. Еще неделю назад у него они были. Но их почти никто не покупал, потому что такой специфический вкус понравится не каждому. Поэтому он перестал их закупать, а все что осталось, он отдал бездомному мальчику, который изредка приходил просить милостыню. 
- Извини, крошка, но они недавно кончились…
Девочка потупила взгляд.
- Очень жаль,- сказала она.
Джонатану стало ее немного жалко. В такую дождливую погоду такое разочарование для маленького 6 летнего ребенка это ужасно. Поэтому он улыбнулся и протянул ей одну из готовых салфетных роз.
- Возьми ее, и она будет всегда дарить тебе счастье,- сказал он.
Девочка улыбнулась. Это была самая счастливая улыбка которую Джонатан только видел. Ее медовые глаза засияли, и она взяла розочку, промолвила не громкое спасибо и вприпрыжку выскочила на улицу. Дюмон хотел закричать ей, чтобы она вернулась и переждала дождь в магазине, но вдруг заметил, что ливень прекратился. Он улыбнулся. Может потому, что был рад что маленькая девочка не промокнет еще больше, а может потому, что наконец лучи солнца выглянули из за облаков и раскрасили мир в яркую палитру красок.

Прошло 20 лет. Очень многое произошло за эти 2 десятилетия. Джонатан похоронил  своих родителей, его дочь вышла замуж и родила прекрасных близняшек, как будто в замен утрате.
Магазин Дюмонов все так же процветал. С каждым годом к ним приходило все больше и больше людей. Это стал чуть ли не самый знаменитый магазин в Париже. Все были просто в восторге от сладостей, которые там продавались. В местной газете писали: « если вам не мила ваша жизнь, все кажется безнадежным, и казалось бы, уже нет пути назад, в детство, которое было столь беззаботным и веселым, не отчаивайтесь. Приходите в «конфексион».  Сладости которые лежат там на полочках способны быстро вернут вам вкус к жизни.»
Верно. Никакие сладости не предоставляли такое удовольствие. Сама атмосфера магазина как будто притягивала случайных прохожих, и они не могли не заглянуть в этот райский уголок и не купить там какую нибудь вкуснятину.
Джонатан к тому времени уже совсем состарился. Он уже совсем не мог работать, как прежде. Его дочь совсем не волновало будущее магазина. У нее была своя галерея искусств, двое детей и муж. Достаточно забот. И ее отец это прекрасно понимал. Он не знал, что случится с магазином, когда он будет не в состоянии даже встать. Ему было не легко принять решение и написать надпись: «продается» на витрине. Но это был единственный выход. Оставалось только надеется, что покупатель тоже полюбит этот магазинчик и будет с радостью сидеть за прилавком и с улыбкой встречать клиентов.
В тот день, когда Джонатан принял такое решение, тоже шел дождь. Это была суббота. Он тогда сидел за прилавком и делал очередную салфетную розочку. Когда он понял, что все таки продаст магазин, он внезапно услышал звон колокольчика, который весел над входной дверью. Он поднял глаза, и встретился взглядом с маленькой девочкой. Джонатан чуть не упал со стула. Он где то уже видел такие же огромные медовые глаза и белые, немного промокшие волосы. Это чувство де-жа-вю было настолько сильным, что Дюмон окаменел и с изумлением вытаращил глаза на засмущавшегося ребенка. Девочка отвела с неуверенностью взгляд, а потом тихим ангельским голосом спросила:
- Извините, у вас случайно нет тех цветочных конфет?
Джонатан потерял дар речи. Он покачал головой. Девочка явно погрустнела. Вздохнув, она сказала:
- Очень жаль..
И уже хотела выйти из магазина, как Джонатан воскликнул:  - Постой!
Девочка оглянулась, с надеждой в глазах.
Дюмон протянул ей салфетную розочку, со словами:
- Она будет дарить тебе счастье.
Взяв розочку, девочка улыбнулась. 
- Почти как в маленьком принце… Только это роза добрее,- она понюхала ее. – И поливать ее нельзя, иначе она промокнет и станет просто тряпочкой. 
- Точно,- сказал старик.
Девочка кивнула в знак благодарности и в припрыжку вышла из магазина. На этот раз Дюмон младший не улыбнулся. Он с изумлением и небольшим испугом смотрел вслед этой девочки. Тут он заметил что дождь, который шел с самого утра, прекратился, и из-за облаков выглянули лучи солнца.
* * *
На следующий день, мистер Дюмон, по обычаю пошел в церковь. Но он не мог сосредоточиться на проповеди. Мысли, которые не давали ему уснуть ночью, теперь тоже мешали ему слушать пресвятого отца.
« Неужели… она призрак? » думал Джонатан.
« Но многие говорят, что их нет. Хоть религия этого не отрицает, но она же и не кричит всем, что они есть, значит, они сомневаются. Но боже мой, она выглядела так реально. И как тогда, черт возьми, она взяла розу у меня из рук? Призраки же вроде не могут этого сделать. Или могут?..
боже мой. Что за идиотские мысли, Джон? Успокойся. Никаких призраков. Просто старческий маразм. Тебе просто понравилась тогда та девочка и теперь, когда ты уже стар, и постепенно сходишь с ума, твое подсознание начало тебя тревожить. Они просто сговорились с твоим сознанием и решили позабавится, взбудоражили все твои воспоминания, выбрали одно из самых приятных и…
Джооон, ты что такое несешь?! Какое подсознание, черт возьми? Старик, ты совсем спятил. Это просто двойник. Помнишь ту статью, которую ты недавно читал, про клонированную овечку? Вероятно, американцы поставили опыт на человеке. А точнее, они взяли клетку кожи той беззащитной девочки, заморозили, а потом, через 20 лет клонировали, и выпустили мутанта на волю, решив, что эксперимент удался. Но как люди 20 лет назад умудрились взять клетку кожи, зная, что через 20 лет можно будет клонировать человека? Они что, видели будущее? Но как тогда можно еще это объяснить?
Ммм.. старик, успокойся. Скоро проповедь закончится, и ты пойдешь домой, выпьешь чашечку зеленого чая с круасаном и посмотришь телевизор. Все само собой забудется, ты не переживай. Скоро помирать… зачем засорять себе разум всякой ерундой? Не надо понапрасну тратить энергию.  Сохрани силы для чего- то более важного. Тебе еще магазин продавать. Это не простое дело, Джон.
Погоди, а может я просто состарился быстро. Может это у меня в организме, что -то нарушено? Может, прошло не 20 лет, а 20 дней, и я сейчас вовсе не старик, а просто таковым себя ощущаю? И тогда не удивительно, что она такой осталась. Бедная девочка, я ее сегодня так напугал. Она наверно приняла меня за сумасшедшего. Я так на нее посмотрел… Ооой, Джон, разучился ты с людьми контактировать. Погоди, а может она не совсем человек?
Как не совсем человек? Призрак тогда? Приятель, ты уже думал на счет этого. Никаких призраков. Ну тогда кто, не человек, но и не призрак? Ангел? Оооооу, Джонни, может ты уже умер? И ты в раю?
Только это не совсем тот рай что ты ожидал увидеть. Это просто такая же реальность, только все в ней не правильно происходит. Тебе является девочка из прошлого, скоро ты наверно встретишь родителей, где нибудь в парке, а утром тебе вместо обычных круасанов завезут пончики с кетчупом и горчицей и еще потребуют за это деньги.
Ммм… Рай. Вот он какой. Только вот, как объяснить, что рай без бога? Ангелы значит, в роле девочки из прошлого есть, а бога нет. Не, не, так не пойдет. Это никакой не рай, а наш мир. Планета земля, млечный путь, галактика, понимаешь, приятель? Эх, что-то ты совсем сбрендил. Может лучше поправдоподобнее что нибудь придумать?
Хм… а зачем? Надо верить в чудеса. Надо верить что не все так просто. Вот например, буддисты. Они во много что верят. Интересные у них учения, помнишь ты когда то читал? Перерождения всякие. И в каждой жизни ты похож, внешне или внутренне, на себя в прошлой жизни. Погоди, а может, та девочка переродилась? В смысле, возможно, через 5 лет после того как она зашла в твой магазин, ее сбил насмерть автобус, и потом она переродилась, и внешне теперь просто копия себя в прошлой жизни, но теперь у нее другая жизнь, в другой семье и с другим именем?  О да, это правдоподобно, приятель. Джон, да ты просто гений! 
О боже, как я устал. Старость не радость, это верно. Вздремнуть бы сейчас…Стой, Джон.! Вдруг ты спишь сейчас? И все это просто сон? Помнишь того забавного ученого, с которым вы познакомились на конференции еще 30 лет назад? Он говорил про сны, что иногда воспоминания всплывают, а подсознание их не преображает, как оно делает это в остальных снах, и человек просто заново проживает какой-то кусочек своей жизни во сне?
Возможно, это именно то, что с тобой происходит и сейчас. Ты просто спишь, старина! Проснешься, и все будет нормально. Ты очутишься не в церкви, ни в магазине, а в своей уютной кровати… Давай же, проснись!»
- Эй, Джонатан, с тобой все в порядке? Ты побледнел… - прозвучал нежный женский голос. Его жена поглаживала его по плечу и с недоумением смотрела на него. Никогда еще Джонатан Дюмон не отвлекался от проповеди пресвятого отца.
- Да, Лили, все в порядке, спасибо.
- Уже конец проповеди, хочешь пойти домой пораньше и вздремнуть?- спросила Лили.
- Да, наверное да, мне не помешает дневной сон.- улыбнулся Джонатан жене и похлопав по плечу встал и вышел из церкви, как можно тише.
На улице стояла прекрасная погода. Было холодновато, но на небе не было ни облачка, и солнце светило даже ярче, чем оно обычно светит в это время года.
Джонатан спокойно шел по улице, разглядывая лица прохожих. Медленным шагам он прошел маленькую улицу, потом свернул в небольшой парк. Там стояла детская площадка, где были качели. Дюмону всегда нравилось смотреть на то, как дети качались на них. Он сразу вспоминал, как еще недавно качался на них сам, представляя, что летает.
Проходя мимо качель, наш старик увидел красивую женщину, с невероятно пышными белыми локонами. Она качала на качели девочку, с такими же белыми красивыми волосами. Они смеялись, и это было прекрасно. Джонатан улыбнулся. Но тут он остолбенел. Девочка слезла с качели и обняла мать. Та прижала ее крепко к груди и они с Джонатаном встретились взглядами. Те самые медовые глаза, та самая улыбка, то самое лицо. Маленькая девочка отпустила маму и взяв ее за руку, улыбаясь, тоже посмотрела на старого продавца огромными медовыми глазами. За тем, она достала из кармана пальто немного помятую салфетную розочку, отпустила руку матери, и подбежала к Дюмону. Она протянула ему розу и сказала:
- Возьмите. Она будет дарить вам счастье.
Джонатан улыбнулся, и взял розу. 
-Спасибо, дитя. - Сказал он, проводя девочку взглядом. 
Старик молча дошел до дома. Ни одна мысль его не посетила. Может, потому что он слишком устал, чтобы рассуждать. А может, потому что все понял. Когда он лег на кровать, вдруг ощутил себя на 50 лет моложе. К нему вернулось то чувство счастья, которое он когда то или потерял, или забыл. Он улыбнулся, и сразу же уснул. 

4 комментария: